Главная |
Сведения о школе |
Учителя школы |
Сведения
об учителе |
Новости | Контакты |
Главная - Обобщение опыта работы - Мастер-класс |
|||||
Мастер-класс «Создание электронного учебного пособия»
Реалии сегодняшнего дня заставляют нас шагать в ногу со временем. Компьютерные технологии прочно вошли в нашу профессиональную деятельность. С целью непрерывного повышения качества образовательной среды в нашей школе вводится дистанционное обучение. Эта форма обучения обеспечивает доступ всех учеников к учебной информации, которая может постоянно обновляться и совершенствоваться. Одним из средств дистанционного обучения, а вернее даже основным средством, является электронное учебное пособие, которое может быть размещено на школьном сайте. Электронное учебное пособие — это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео–, фото– и другой информации, содержащей материал по соответствующему разделу, исполненное на любом электронном носителе, а также опубликованное в компьютерной сети Электронное учебное пособие— новый жанр учебной литературы Мы, учителя, должны отдавать себе отчёт в том, что электронное учебное пособие, даже самое лучшее, не должно заменять собой книгу и учебник, оно должно быть лишь инструментом в руках педагога. Но всё же ценность его очевидна. Кому и зачем нужен электронный учебник? Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он · облегчает понимание изучаемого материала; · допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки; · освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач; · дает возможность красиво и аккуратно оформить работу; · выполняет роль бесконечно терпеливого наставника. Электронный учебник удобен для учителя потому, что он · позволяет выносить на уроки материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок урока; · освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру; · позволяет индивидуализировать работу с учащимися, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных заданий. Некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника 1. Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию. 2. Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты
3. Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов. 4. Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. 5. Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров, решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности. 6. Принцип собираемости: электронный учебник (и другие учебные пакеты) должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами. Я предлагаю Вам основные этапы разработки электронного учебника, основываясь на своем практическом опыте (2 созданных мной учебных пособия используются в учебном процессе). 1. Выбор источников 2. Разработка оглавления и перечня понятий (индекса) 3. Переработка текстов в модули по разделам и создание Help 4. Реализация гипертекста в электронной форме 5. Отбор материала для мультимедийного воплощения 6. Разработка звукового сопровождения 7. Визуализация материала Рассмотрим пример создания простейшего электронного пособия с использованием широко распространённого в школах редактора Конструктор школьных сайтов. Итак, поскольку аудиторию составляют в основном прекрасные дамы, то интересным для Вас будет посмотреть, как создать электронное пособие по кулинарии. Итак, действую по плану: 1. Выбор источников – я подбираю необходимый мне материал, перерабатываю его, отбираю, фильтрую. 2. Разработка оглавления, т.е. разрабатываю содержание учебника. Например, оно будет таким: - Главная - История кулинарии в России - Новогодние рецепты: выпечка, салаты, мясные блюда - Правила поведения за столом - Кулинарный словарик - Проверочный тест 3. Перерабатываю текст в модули по соответствующим разделам. 4. Реализую гипертекст в электронной форме: тут использую специальное программное обеспечение, в данном случае Конструктор школьных сайтов. 5. Отбираю материал для мультимедийного воплощения, т.е. «украшаю» своё пособие. 6. Наконец дорабатываю, проверяю ошибки.
|
|||||
![]() ![]() |
|
||||
|
©С.И.
Матвеев 2009 |