Главная Сведения
о школе
Учителя
школы
Сведения
об учителе
Новости   Контакты

Главная - Обобщение опыта работы - Мастер-класс

 

 

 

 

Мастер-класс «Создание электронного учебного пособия»

 

Реалии сегодняшнего дня заставляют нас шагать в ногу со временем. Компьютерные технологии прочно вошли в нашу профессиональную деятельность. С целью непрерывного повышения качества образовательной среды в нашей школе вводится дистанционное обучение. Эта форма обучения обеспечивает доступ всех учеников к учебной информации, которая может постоянно обновляться и совершенствоваться. Одним из средств дистанционного обучения, а вернее даже основным средством, является электронное учебное пособие, которое может быть размещено на школьном сайте.

  Электронное учебное пособие  — это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео–, фото– и другой информации, содержащей материал по соответствующему разделу, исполненное на любом электронном носителе, а также опубликованное в компьютерной сети  

 Электронное учебное пособие— новый жанр учебной литературы

Мы, учителя, должны отдавать себе отчёт в том, что электронное учебное пособие, даже самое лучшее, не должно заменять собой книгу и учебник, оно должно быть лишь инструментом в руках педагога. Но всё же ценность его очевидна.

Кому и зачем нужен электронный учебник?

Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он

·         облегчает понимание изучаемого материала;

·         допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки;

·         освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

·         дает возможность красиво и аккуратно оформить работу;

·         выполняет роль бесконечно терпеливого наставника.

Электронный учебник удобен для учителя потому, что он

·         позволяет выносить на уроки материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок урока;

·         освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;

·         позволяет индивидуализировать работу с учащимися, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных заданий.

Некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника

1.     Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

2.     Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты

  • теоретическое ядро,

  • контрольные вопросы по теории,

  • примеры,

  • задачи и упражнения для самостоятельного решения,

  • контрольные вопросы по всему модулю с ответами,

  • контрольная работа,

  • контекстная справка (Help),

  • исторический комментарий.

3.     Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов. 

4.     Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль.

5.     Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров, решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.

6.     Принцип собираемости: электронный учебник (и другие учебные пакеты) должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами.

 Я предлагаю Вам основные этапы разработки электронного учебника, основываясь на своем практическом опыте (2 созданных мной учебных пособия используются в учебном процессе).

1.     Выбор источников 

2.     Разработка оглавления и перечня понятий (индекса)

3.     Переработка текстов в модули по разделам и создание Help

4.     Реализация гипертекста в электронной форме

5.     Отбор материала для мультимедийного воплощения

6.     Разработка звукового сопровождения

7.     Визуализация материала

 Рассмотрим пример создания простейшего электронного пособия с использованием широко распространённого в школах редактора Конструктор школьных сайтов.

Итак, поскольку аудиторию составляют в основном прекрасные дамы, то интересным для Вас будет посмотреть, как создать электронное пособие по кулинарии. 

 Итак, действую по плану:

1.     Выбор источников – я подбираю необходимый мне материал, перерабатываю его, отбираю, фильтрую.

2.     Разработка оглавления, т.е. разрабатываю содержание учебника.

Например, оно будет таким:

- Главная

- История кулинарии в России

- Новогодние рецепты: выпечка, салаты, мясные блюда

- Правила поведения за столом

- Кулинарный словарик

- Проверочный тест

     3. Перерабатываю текст в модули по соответствующим разделам.

     4. Реализую гипертекст в электронной форме: тут использую специальное программное обеспечение, в данном случае Конструктор школьных сайтов.

     5. Отбираю материал для мультимедийного воплощения, т.е. «украшаю» своё пособие.

     6. Наконец дорабатываю, проверяю ошибки.

 

 

 

 

©С.И. Матвеев  2009
Московская обл., г. Щёлково, ул.Парковая, д. 3, тел.: 8 (496) 566-62-09, 8 (496) 566-62-03

 

Hosted by uCoz