Главная Сведения
о школе
Учителя
школы
Сведения
об учителе
Новости   Контакты

Главная - Научно-методическая деятельность

 

 

 

 

Началом научно-исследовательской деятельности стали последние годы обучения в ВУЗе. Интерес вызвали работы по изучению учащимися задач экономического содержания в школьном курсе математики с применением информационно-коммуникационных технологий. С приходом в школу, интерес к данной проблеме не исчез, был поддержан коллегами, и для облегчения работы учителя и учащихся мною было разработано электронное учебное пособие "Проценты".

 

 

Научно-исследовательская работа

«Изучение задач экономического содержания в школьном курсе математики с применением информационно-коммуникационных технологий»

Задачи исследования:

§        провести анализ состояния, роли и места новых Web-технологий в учебном процессе школы.

§        выявить психолого-педагогические аспекты использования компьютера на уроке.

§        исследовать методические возможности web-технологии в преподавании темы «Проценты» (по различным учебным комплектам).

§         рассмотреть роль темы «Проценты» и основные требования, предъявляемые к учащимся при изучении данной темы

§        разработать электронное пособие «Проценты» и методические условия его использования

В последнее время информационные технологии широко используются во всех сферах общественной жизни. ИТ не обошли стороной и школы.

    Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет сочетать организацию самостоятельной работы, подбор и решение учебных задач, формирующих самостоятельную познавательную деятельность.

  Преимущества новейших технологий

§        способствуют повышению мотивации обучения;

§        являются источником информации, стимулируют самообразование, формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;

§        повышают информативность, интенсивность, результативность образования;

§        способствуют его диверсификации, использованию игрового и скоростного обучения.

 

Отличие ИКТ от других ТСО заключается в дидактических возможностях, таких как:

1) незамедлительная обратная связь

2) компьютерная визуализация учебной информации

3) компьютерное моделирование изучаемых объектов

4) автоматизация вычислительных процессов

5) расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся

6) интегрированное обучение предмету

7) развитие мотивации у учащихся

  Роль задач с экономическим содержанием.

Эффективному обучению математике во многом способствует решение задач с практическим содержанием.

В связи с преобразованием России из системы централизованного планирования в экономику рыночной ориентации в конце XX века экономические знания стали необходимыми как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни, развитие учащихся, их психологические особенности позволяют вести с ними целенаправленную работу по изучению основных законов экономики. 7)Элементарные экономические знания позволят учащимся понять роль и права человека в обществе, готовят учеников к адекватному восприятию общества и производства, помогают им определить для себя сферу деятельности, профессию в будущем.

Актуальность экономического воспитания обусловлена тем, что дети не в состоянии воспринимать и понимать речевые обороты взрослых, а кроме того, учащиеся испытывают определенные затруднения при изучении экономической теории в более старшем возрасте.

Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идет речь о процентах. Сами проценты не дают экономического развития, но их знание помогает в развитии практических способностей, а также умение решать экономические задачи. Обдуманное изучение процентов может способствовать развитию таких навыков как экономичность, расчетливость. Следует отметить, что некоторые задачи, включенные в учебники математики, являются задачами с экономическим содержанием. Однако при их решении внимание учителя и учащихся оставляет незамеченным их экономическая суть.

Существует несколько подходов к изучению темы «Проценты» и к самому понятию процента. Например, в учебнике 9)«Начальная алгебра» под ред. Пржевальского (1874 г.) процентом называется прибыль и убыль, получаемая с каждых ста рублей какого-нибудь капитала;  в более общем смысле процентом называется прибыль и убыль на каждую сотню каких либо предметов.

В современных учебниках процент определяется как сотая  часть какой либо величины. Проценты изучаются только в 5-6 классах, а затем в 9 классе в теме «Прогрессии» даются сведения о простых и сложных процентах.

Для облегчения работы учителя и учащихся было разработано электронное учебное пособие «Проценты».

Учебник состоит из восьми разделов:

§1. Историческая справка

§2. Немного теории

§3. Задачи на проценты...

§4. Простой процентный рост

§5. Сложный процентный рост

§6. Введение процентов в старинных учебниках

§7. Проверь себя

§8. В помощь учителю.

 Преимущества использования подобного пособия:

§        Учащиеся получают учебный материал, предъявляемый в оптимальном темпе. Таким образом повышается доступность этого материала и мотивация учебной деятельности. Это ведет к повышению активности учащихся.

§        Программа предоставляет возможность действовать самостоятельно.

§        Учебная деятельность индивидуализирована: обучение каждого отдельного ученика происходит в ходе его диалога с компьютером, а значит, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

При разработке пособия были разработаны следующие уроки:

Конспект урока математики в 5-м классе по теме: "Проценты” 

Конспект урока математики в 6-м классе по теме: "Решение задач на проценты"

Деловая игра теме «Простые и сложные проценты»

 

Электронное пособие представляет собой открытую систему модульного типа. Это означает, что оно может расширяться, дополняться новым материалом. Его можно применять не только на уроках, но и при дистанционном обучении.

Разработанное электронное пособие – это простой и эффективный способ структурирования информации по теме «Проценты». Оно дает возможность увеличить наглядность изучаемого материала за счет включения большого количества рисунков, иллюстрирующих изучаемый материал.

Приложения

Конспект урока математики в 5-м классе по теме:
"Проценты”.

Тема урока: Проценты.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

·           Сформировать понятие процента, способность к выражению в процентах части величины, выраженной дробью, и наоборот.

Развивающие:

·           содействовать развитию у учащихся мыслительных операций: умения анализировать, выделять главное, сравнивать;

Воспитательные:

·           формирование гуманных отношений на уроке;

·           способствовать формированию самостоятельности и активности, настойчивости, умения преодолевать трудности, максимальной работоспособности, гражданской позиции.

Оборудование: компьютерный класс.

Структура урока

1.       Организационный момент – 2 мин.

2.       Актуализация знаний – 8 мин.

3.       Изучение нового материала – 25 мин.

4.       Закрепление материала – 6 мин.

5.       Информация о домашнем задании – 2 мин.

6.       Подведение итогов урока – 2 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Задачи этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему уроку.

Содержание этапа:

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку: отметка отсутствующих, состояние рабочих мест, наличие тетрадей, учебников, ручек, дневников.

3. Раскрытие общих целей урока и плана его проведения.

II. Актуализация знаний.

Проводится беседа. Вопросы: 1) сколько килограммов в одном центнере? (100 кг).

Какую часть центнера составляет 1 кг? (0,01).

2) Сколько сантиметров в одном метре? (100 см)

Какую часть метра составляет 1 см? (0,01)

3) Сколько ар в одном гектаре? (100 а)

Какую часть гектара составляет 1 а? (0,01)

III. Изучение нового материала.

 Принято называть сотую часть любой величины или числа процентом. Для краткости слово «процент» после числа заменяют знаком «%». Открывается вкладка «Немного теории» электронного учебника (Рис. 6). Дети читают теоретическую часть, переписывают в тетрадь определение.

Далее можно предложить детям прочитать историческую справку о происхождении процентов. (вкладка «Историческая справка» - Рис. 7).

IV. Закрепление материала.

1.      Повторить по вопросам: а) Что называется процентом?

Б)  Как называют 1% от центнера, метра, гектара, рубля?

2. Решить задачи:

1) Запишите в виде десятичной дроби:

1%, 6%, 45%, 123%

2)Запишите в процентах десятичные дроби:

0,87; 0,07; 2,672.

V. Домашнее задание.

Параграф в учебнике (или в электронном пособии).

      №1567,1570,1583.

Конспект урока математики в 6-м классе  по теме:

"Решение задач на проценты".

Тема урока: решение задач на проценты.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Цели урока:

Образовательные:

·           организовать деятельность учащихся по актуализации знаний и умений по теме “Проценты” и обеспечить их применение при решении задач на проценты.

Развивающие:

·           содействовать развитию у учащихся мыслительных операций: умения анализировать, выделять главное, сравнивать;

·           формирование и развитие у учащихся общеучебных умений решения задач: умения анализировать условие задачи, поиска способа решения, составления плана решения, изложения решения задачи, формулировки ответа задачи.

Воспитательные:

·           формирование гуманных отношений на уроке;

·           формирование и развитие нравственных качеств учащихся: гордость, чувство собственного достоинства, дисциплинированность;

·           способствовать формированию самостоятельности и активности, настойчивости, умения преодолевать трудности, максимальной работоспособности, гражданской позиции.

Оборудование: компьютерный класс.

Структура урока

7.       Организационный момент – 2 мин.

8.       Актуализация ранее изученного материала – 8 мин.

9.       Фронтальная работа по анализу условия и составлению плана решения задач на проценты - 18 мин.

10.  Самостоятельная работа – решение задач по группам (работа в парах) – 6 мин.

11.  Проверка и обсуждение полученных результатов – 7 мин.

12.  Информация о домашнем задании – 2 мин.

13.  Подведение итогов урока – 2 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Задачи этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему уроку.

Содержание этапа:

1. Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, садитесь! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме “Проценты”. Это необычный урок. На нем мы должны с вами попытаться решить задачи, которые далеко не каждый выпускник решит.

2. Проверка готовности учащихся к уроку: отметка отсутствующих, состояние рабочих мест, наличие тетрадей, учебников, ручек, дневников.

3. Раскрытие общих целей урока и плана его проведения.

Учитель: Тема нашего урока – решение задач на проценты. Я думаю, всем вам будет интересно познакомиться с задачами на проценты и применить ваши знания и умения для их решения. Реализовывать эту цель я предлагаю по следующему плану. В начале урока имеет смысл, вспомнить все, что мы знаем о процентах.
Далее все вместе будем анализировать условия предложенных 3 задач, искать способы решений, составлять планы решения, оформлять решение задач. Будет предложено для самостоятельного решения 2 задачи (работа в парах). Полученные результаты проверим и обсудим. Получите инструктаж по выполнению домашнего задания и подведем итоги урока.

II. Актуализация ранее изученного материала

Задачи этапа: актуализировать знания и умения учащихся, которые будут использоваться при решении предложенных задач.

Содержание этапа:

Устная фронтальная работа по заданиям, спроектированным или записанным на доске. Ученик отвечает на данный вопрос, используя электронный учебник. После ответа учащиеся рецензируют его ответ по схеме: правильность, обоснованность, полнота. Задают уточняющие вопросы.

1.       Процентом от любой величины называется...

2.       Выразить проценты в виде десятичных дробей: 65%; 150%; 600%; 1,3%? Сформулировать правило перевода процентов в десятичную дробь? Выразить десятичные дроби или натуральные числа в виде процентов: 0,7 5; 1; 1,2; 10? Сформулировать правило перевода чисел в проценты?

3.       Три типа задач на проценты.

а) чтобы найти процент от числа, надо…
б) чтобы найти число по его проценту, надо…
в) чтобы узнать, сколько процентов одно число составляет от второго, надо…

4.       Банк выплачивает вкладчикам каждый месяц p% от внесенной суммы S. Через n месяцев на его счете будет …

5.       Банк начисляет p% годовых. Первоначальный вклад S. Через n лет на вкладе будет…

6.       Разница законов простого и сложного роста состоит в том, что…

7.       Сходство законов простого и сложного роста состоит в том, что…

8.       Если некоторая величина уменьшается за данный период на p%, то как будут выглядеть при этом формулы простого и сложного процентного роста?

9.       Процент изменения любой величины определяется по формуле…

 

 

 

©С.И. Матвеев  2009
Московская обл., г. Щёлково, ул.Парковая, д. 3-б, тел.: 8 (496) 566-62-09, 8 (496) 566-62-03

 

Hosted by uCoz