Главная Сведения
о школе
Учителя
школы
Сведения
об учителе
Новости   Контакты

Главная - Учебно-материальная база

 

 

 

Паспорт кабинета информатики

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Щёлковского муниципального района

 Московской области

 

 

ПАСПОРТ

КАБИНЕТА
ИНФОРМАТИКИ

 

Ответственный за кабинет

 

__________________Матвеев С.И.___________________

 

 

г. Щёлково

2009 - 2010

 

 

2009 – 2010 учебный год

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_______________________

«______» ________________20 ____ г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №16

С.А. Родионова

«______» ________________20 ____ г.

____________________________________________________________________________

2010 – 2011 учебный год

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_______________________

«______» ________________20 ____ г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №16

С.А. Родионова

«______» ________________20 ____ г.

____________________________________________________________________________

2011 – 2012 учебный год

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_______________________

«______» ________________20 ____ г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №16

С.А. Родионова

«______» ________________20 ____ г.

 

1. Контингент обучающихся в кабинете ИВТ

2009 – 2010 учебный год

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

     

+

+

+

+

2010-2011 учебный год

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 – 2012 учебный год

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Данные о кабинете

- Номер кабинета № 19

- Введен в эксплуатацию: в 2007 г.

- Произведен ремонт кабинета:_______2007________

 

3. Оборудование кабинета:

- Расположение (этаж) - 2

- Площадь помещения ___60 м2___

- Высота помещения  ___3,5 м___

- Отделка помещения (стены)   окрашены светлой краской

- Потолок окрашен белой краской

- Пол бетонный

- Покрытие линолеум

4. Требования к ВДТ и ПЭВМ:

- Типы компьютеров Pentium 4; Celeron.

- Сертификаты имеются

- Наличие средств защиты (наличие сертификатов) - имеется

- Ремонт машин когда и где проводится - компьютерный центр «Лига - Родник», по необходимости.

5. Наличие оборудования (штук)

Наименование

2009

2010

2011

Столы компьютерные

15

 

 

Столы рабочие

6

 

 

Учительский стол

1

 

 

Стулья

22

 

 

Шкафы

2

 

 

 

6. Оборудование рабочих мест:

- Расстановка ВДТ - по периметру, вдоль стен

- Расстояние между мониторами 1,2 м

- Количество ВДТ - 16

- Мебель (специальная, приспособленная, 1-2 местная, регулируемая по высоте) специальная

- Проведение влажной уборки ежедневно

- Наличие аптечки первой помощи есть

7. Число ПК, наличие локальной сети

Учительских мест

1

Ученических мест

15

Наличие локальной сети

Да

 

8. Тип компьютера

 

Учит. место

Учен.место

Тип процессора

Pentium4

Pentium4

Объем памяти

512

512/256

Емкость жесткого диска

80

80/40

Размер монитора

17

17

 

9. Информация о программном обеспечении

ПО Комплект лицензионных дисков «Первая помощь» в количестве __1_ штук.

 

Является ли лицензионной?

Есть ли СD с лицензионным ПО?

РМ Учителя

Да

Да

РМ Ученика

Да

Да

 

10.              Дополнительное оборудование

Наименование оборудования

Кол-во штук

Фирма изготовитель, модель

Принтер

1

XEROX MB 214/514

Сканер

2

Epson 660 HP

Проектор

1

Toshiba TLP 260

Интерактивная доска

1

 

Кондиционер

1

 

Другое оборудование

Не имеется

 

11.              Микроклимат

- Отопление - центральное

- Вентиляция - естественная

- Кондиционирование - есть

- Температура воздуха   190-210 С

- Влажность 55-62%

- Проветривание до уроков, утром, на переменах

- Уровень шума не более 50 Дб

 

12.              Освещение

- Ориентация окон на запад

- Наличие солнцезащитных устройств жалюзи вертикальные светлого цвета

- Искусственное освещение  (общее, местное, комбинированное) общее

- Тип светильников ЛБ

- Размещение светильников по потолку рядами

- Мощность 36 Вт

- Уровень искусственной освещенности на рабочем месте не менее 300 Лк

 

 

13.              Результаты освидетельствования ТБ и ОТ:

 

2009 – 2010 учебный год______есть_______

 

14.              Система техники безопасности и защиты учащихся:

·   Огнетушитель типа ОУ-2 имеется

·   Устройство защитного отключения электроснабжения – проведено;

·   Заземление - проведено.

 

15.              Уголок по ОТ и ТБ

- Положение о кабинете ИВТ   имеется

- Акт – разрешение (на эксплуатацию кабинета информатики)
утвержден диретором школы 01.09.09.

- Инструкция по ТБ и ОТ - имеется

- Пособие для учащихся о безопасной работе на ПК- имеется

Журнал по ТБ ведется с 1996 года, обновлен в 2007году.

- Комплекс упражнений для глаз - проводится

 

 

Примечание:

 Смотр кабинета информатики состоялся __01.09.2009_____ в составе комиссии - директора школы., зам.диретора по ВР,  председателя профкома.

 Кабинет соответствует нормам и требованиям.

 

Зав.кабинетом: ___С.И. Матвеев___

 

 

 

ФИО ___________ С.И. Матвеев _______,

место работы _______МОУ СОШ № 16___________

должность- учитель информатики,

квалификация -___________первая_____________,

контактный для пользователей e-mail  ______________________________

адрес сайта ОУ http://______________________________

ПОЛОЖЕНИЕ О КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ


Реализация Государственной программы информатизации системы среднего образования предполагает изменение роли кабинетов информатики в школе. В современных условиях кабинет информатики должен стать центром формирования информационной культуры, глубокого овладения новыми информационными технологиями для сознательного их использования в учебной и профессиональной деятельности учащихся. Данный документ регламентирует требования к учебно-методическому обеспечению кабинета, документации. Является основным нормативным документом при проведении смотров-конкурсов кабинетов информатики, проводимых рай-, горОО (сроки подведения итогов определяются областным Департаментом образования). При составлении данного Положения использованы следующие документы: Государственный образовательный стандарт по информатике, Требования к учебным кабинетам.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Кабинет информатики - это учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, являющееся средством осуществления Государственной программы информатизации системы среднего образования, обеспечивающее подготовку учащихся к жизни в условиях мирового информационного общества, повышение уровня образования.
1.2. Оснащение кабинета информатики включает в себя: класс вычислительной техники, учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, оргтехнику, мебель с приспособлениями для проведения теоретических и практических классных, внеклассных и факультативных занятий по курсу "Информатика" и другим общеобразовательным дисциплинам с использованием ПЭВМ.
1.3. Занятия в кабинете информатики должны служить:

  формированию у учащихся современной информационной картины мира;

  формированию навыков использования информационных технологий, как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе,

  формированию знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники;

  формированию творческой личности, развитию у учащихся теоретического мышления, памяти, воображения;

  воспитанию подрастающего поколения, направленному на формирование у обучаемых гражданственности, нравственности и высокой морали.

1.4. В кабинете информатики проводятся:

  занятия по информатике (базовый и профильные курсы);

  занятия по базовым общеобразовательным учебным предметам с использованием вычислительной техники;

  экспериментальные уроки и практические занятия;

  внеклассные и факультативные занятия.

1.5. Учебная нагрузка кабинета информатики должна быть не менее 36 часов в неделю.

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ИНФОРМАТИКИ

2.1. Наличие в кабинете нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации Государственной программы информатизации.
2.2. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы, средствами телекоммуникаций (при наличии соответствующей технической базы).
2.3. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам (базовый и профильные курсы).
2.4. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
2.5. Наличие и обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.
2.6. Наличие и использование программного обеспечения по базовым предметам.
2.7. Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.

Стендовый материал учебного кабинета должен содержать:

  Государственный образовательный стандарт по информатике (минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки);

  рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам и др.);

  правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;

  материалы, используемые в учебном процессе.

2.8. Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ), пожаробезопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете (средства пожаротушения, аптечка).
2.9. Соблюдение охранных мероприятий (местная сигнализация, решетки на окнах, железные двери).
2.10. Наличие расписания работы кабинета информатики по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ

3.1. Паспорт кабинета информатики.
3.2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

Примечание: в ведомость вносятся, кроме ТСО, сопутствующие принадлежности (видео/аудиоматериалы, экраны и т.д.).

3.3. Правила техники безопасности работы в учебном кабинете и журнал инструктажа учащихся по технике безопасности.
3.4. Правила пользования кабинетом информатики учащимися.
3.5. График занятости кабинета по форме:
3.6. Состояние учебно-методического обеспечения кабинета информатики.
3.7. План работы кабинета информатики на учебный год и перспективу (утверждается директором школы).

 

Правила работы и безопасного поведения в кабинете информатики.

 

Как научиться работать с компьютером так, что бы не нанести вред ни своему здоровью, ни здоровью окружающих тебя людей, ни технике, которая намного облегчает человеку его умственный труд?

Как правильно сидеть при работе за компьютером?

Как правильно вести себя в кабинете информатики?

Как нужно работать на уроке информатики, что бы он был для вас интересным?

Что нужно делать на переменке?

Какие полезные рекомендации вам нужно знать для того, что бы ваши уроки информатики стали на самом деле интересными и увлекательными?

Все это мы изучим в сегодняшней теме:
“Правила работы и безопасного поведения в кабинете информатики”

 

Главное правило или цель занятия, которое мы четко должны понять, перед тем как приступить к основным моментам темы, это:

Мы должны знать правила поведения и уметь правильно работать с компьютером, что бы не навредить другим людям, технике и, конечно же, самому себе.

А теперь правила, которые обязательно должен знать и соблюдать каждый, кто хочет работать за компьютером без нанесения вреда своему здоровью, технике и окружающим нас людям:

бережно обращайтесь с этой техникой;

спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место, ничего не трогая на столах.

Запрещается:
трогать разъемы соединительных кабелей;

прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора;

включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;

класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;

работать во влажной одежде и влажными руками.

Перед началом работы:

Убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места; сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь, пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию.

Разместите на столе тетрадь, учебное пособие так, чтобы они не мешали работе на ЭВМ.
Внимательно слушайте объяснения учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий; в случае необходимости обращайтесь к преподавателю.

Хорошо разберитесь в особенностях, применяемых в работе аппаратов.

Начинайте работу только по указанию преподавателя «Приступить к работе».

Во время работы:

Строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания учителя.

Следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры. Немедленно докладывайте об этом преподавателю.

Плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов.

Не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение.

Работайте на клавиатуре чистыми руками.

Никогда не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры.

Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы:

а) избежать несчастных случаев;

б) успешно овладеть знаниями, умениями, навыками;

в) сберечь вычислительную технику и оборудование.

Правильная посадка при работе за компьютером.

Сидеть нужно на расстоянии 60—70 см от монитора, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь;
Экран монитора не должен находиться выше уровня глаз.

Ноги должны стоять на полу, согнутыми в коленках под прямым углом. Они не должны свисать со стула.

Лучше всего использовать специальные стулья для работы за компьютером.

Руки в локтях должны быть согнуты под прямым углом.

На переменке

Кабинет информатики обязательно должен проветриться, поэтому:

Ожидать начало урока вы должны в коридоре.
Как только прозвенит звонок  Спокойно, не торопясь войдите  в класс, займите свое рабочее  место и подготовьтесь к уроку.

Полезные советы

Соблюдайте правила работы и безопасного поведения в кабинете информатики

Внимательно слушайте учителя

Не уступайте сложным задачам

Регулярно готовьте домашнее задание

Аккуратно,  не спеша, выполняйте задания и упражнения

Не бойтесь экспериментировать

И в скором времени вы убедитесь, что

Информатика – самый интересный и полезный предмет.

 

Требования к кабинету информатики и вычислительной техники.

2.10. Кабинет информатики и вычислительной техники (ИВТ).

2.10.1. Санитарно-гигиенические требования

2.10.1.1. Помещения кабинета ИВТ должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96.
2.10.1.2. Основной поток естественного света должен быть слева. Ориентация оконных проемов должна быть на север или на северо-восток. Не допускается направление основного светового потока естественного света сзади и спереди работающего на ПЭВМ. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2м от пола.
2.10.1.3. В осветительных установках кабинета ИВТ должна быть использована система общего освещения, выполненная потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, равномерно размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий с двух сторон о рабочего стола с ПЭВМ или ВДТ. Светильники, а также оконные светопроемы не должны отражаться на экранах ПЭВМ или ВДТ.
2.10.1.4. Освещенность поверхности ученических столов при искусственном освещении должна быть в пределах 300-500 лк. Светильники должны иметь светорассеивающую арматуру.
2.10.1.5. В качестве источников света рекомендуется использовать люминесцентные лампы мощностью 40Вт, 58Вт или энергоэкономичные мощностью 36Вт типа ЛБ, ЛХБ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального состава.
2.10.1.6.Для учебных помещений с ПЭВМ и ВДТ следует применять светильники серии ЛП036 с высокочастотными пускорегулируемыми аппаратами (ВЧПРА). Можно допустить применение светильников без ВЧПРА в модификации "кососвет".
2.10.1.7. В помещениях с ПЭВМ по причине загрязнения воздуха антропогенными веществами органической природы и диоксидом углерода рекомендуется иметь приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую оптимальный температурно-влажностный режим для всех климатических зон.

Оптимальные параметры

Допустимые параметры

Температура, С

Относительная влажность, %

Температура, С

Относительная влажность, %

19

62

18

39

20

58

22

31

21

55

-

-

2.10.1.8. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров.
Расчет кондиционеров должен быть проведен инженером по вентиляции в зависимости от их производительности, количества теплоизбытков от машин, людей, солнечной радиации и источников искусственного освещения.
2.10.1.9. Кабинет ИВТ должен быть оборудован умывальником с подводкой горячей и холодной воды.
2.10.1.10. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.
2.10.1.11. Подводка электрического напряжения к столам обучающихся и учителя должна быть стационарной и скрытой.
2.10.1.12. Расположение электрощита и Устройства защитного отключения должно давать учителю возможность мгновенного отключения системы электроснабжения. Рекомендуемое размещение - слева или справа от классной доски.
2.10.1.13. Для обеспечения пожарной безопасности кабинет МВТ должен быть укомплектован 2-мя углекислотными огнетушителями (типа ОУ-2).
2.10.1.14. Для окраски стен и панелей должны быть использованы светлые тона красок (р=0,5-0,6). Состав красок должен исключать возникновение известковой пыли.
2.10.1.15. Поверхности ограждающих конструкций кабинета, классной доски, рабочих столов должны быть матовыми.
2.10.1.16. Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.
2.10.1.17. Содержание вредных химических веществ в воздухе помещений с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) не должно превышать среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха.
2.10.1.18. Для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ и ВДТ не разрешается применять синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества и соединения. К ним можно отнести древесно-стружечные плиты, слоистый бумажный пластик, моющиеся обои, рулонные синтетические покрытия и др.
2.10.1.19. Уровень шума на рабочем месте во всех учебных помещениях с ВДТ и ПЭВМ не должен превышать 50 дБА. (Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки N 3077-84, п.7.2).

2.10.2. Требования к помещениям кабинета ИВТ

2.10.2.1. Кабинет информатики и вычислительной техники (МВТ) организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, учебно-производственного комбината, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных занятий по курсу "Основы информатики и вычислительной техники" (ОИВТ) как базовому, так и профильным. Кроме того, КИВТ может использоваться в преподавании различных учебных предметов, трудовой подготовки.
2.10.2.2. Площадь помещений кабинета ИВТ определяется в соответствии с требованиями нормативного документа "Учебно-материальная база образовательного учреждения общего среднего образование" ч. I. "Нормы и требования к учебным зданиям и пришкольным участкам", а также СанПиН 2.2.2.542-96.
2.10.2.3. Размещение КИВТ во всех учебных заведениях в цокольных и подвальных помещениях не допускается.
2.10.2.4. Минимальная площадь, приходящаяся на одну ПЭВМ, должна быть не менее 6 кв.м., а объем - не менее 24,0 куб.м. при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте учебного помещения рекомендуется увеличить площадь на одно рабочее место.
2.10. 2. 5. При кабинете ИВТ должна быть организована лаборантская площадью не менее 18 кв.м. Лаборантское помещение должно иметь два выхода: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.
2.10.2.6. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
2.10.2.7. Передняя стена КИВТ оборудуется классной доской для фломастеров, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации.
2.10.2.8. При входе в кабинет ИВТ должны быть предусмотрены встроенные или пристенные шкафы (полки) для портфелей.
2.10.2.9. Слева от доски, в рабочей зоне учителя, на стене должен быть закреплен электрораспределительный щит с пультом управления электроснабжением рабочих мест учителя и учащихся.
2.10.2.10. Под доской или отдельно под стендами устанавливают ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели (или планка с держателями) для подвешивания таблиц.
2.10.2.11. На стене, противоположной окнам, размещаются экспозиционные щиты с постоянной и временной информацией.
2.10.2.12. Вдоль задней стены возможно установка секционного шкафа для хранения учебного оборудования и носителей информации в зависимости от площади кабинета.
2.10.2.13. Верхняя часть задней стены кабинета должна быть предназначена для экспонирования пособий, необходимых для изучения отдельных тем программы.

2.10.3. Требования к комплекту мебели в учебном кабинете

2.10.3.1. Кабинет и лаборантское помещение должны быть оснащены определенным комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ 22046-89, имеющей сертификат соответствия технической документации и гигиенический сертификат.
Кабинет должен иметь мебель для:
- организации рабочего места учителя;
- организации рабочих мест обучающихся;
- для рационального размещения и хранения средств обучения;
- для организации использования аппаратуры.
2.10.3.2. Лаборантское помещение должно иметь следующую мебель: радиомонтажный стол, канцелярский стол; стеллажи для хранения инструментария и сейф.
2.10.3.3. Мебель для организации рабочего места учителя должна включать стол с местом для аппаратуры (графопроектора) и компьютера, тумбу для принтера, стул, классную доску.
2.10.3.4. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одноместные ученические столы для компьютера (ГОСТ 11015-93) со стульями разных ростовых групп № 4,5,6) с цветовой маркировкой с подъемно-поворотными стульями.
2.10.3.5. Мебель для рационального размещения и хранения учебного оборудования должна состоять из комбинированного шкафа по ГОСТ 18666-95.

2.10.4. Требования к организации, рабочих мест учителя и обучающихся

2.10.4.1. Рабочее место учителя располагается на подиуме и оборудуется столом, оснащенным аппаратурой в соответствии с "Перечнями", двумя тумбами (для принтера и графопроектора), классной доской, экраном и электрораспределительным щитом с пультом управления. К учительскому столу должно быть подведено электропитание для подключения ПЭВМ, принтера, графопроектора.
2.10.4.2. Размеры стола учителя: длина крышки - не менее 1300мм, мм, ширина - не менее 700 мм.
2.10.4.3. В тумбах должно быть предусмотрено 1-2 ящика размерами 350x500x100 мм для принадлежностей, магнитных носителей и транспарантов из расчета на текущий день занятий.
2.10.4.4. Для кабинета МВТ рекомендуется использовать классную доску, предназначенную для написания фломастером.
2.10.4.5. Рабочие места обучающихся, оснащенные персональными ЭВМ (ПЭВМ), должны состоять из одноместного стола и подъемно-поворотного стула.
Дополнительно кабинет информатики оборудуется двухместными ученическими столами (ГОСТ 11015-93) в соответствии с количеством рабочих мест обучающихся при работе на ПЭВМ или ВДТ. Ученические столы располагаются в центре и предназначены для проведения теоретических занятий. Столы и стулья должны быть разных ростовых групп с цветовой индикацией.

Группа мебели

Высота переднего края сиденья стула, мм

Группа роста, мм

Цвет маркировки

Высота стола, мм

4

380

1460 до 1600

Красный

640

5

420

1600 до 1750

Зеленый

700

6

460

1750 до 1800

Голубой

760


2.10.4.6. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ВДТ и ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину - 800, 1000, 1200, 1400 мм, глубину - 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм.
2.10.4.7. К столу обучающегося должно быть подведено электропитание и кабель локальной сети. Стол должен крепиться к полу.
2.10.4.8. Расстановка рабочих мест обучающихся в КИВТ должна обеспечить свободный доступ обучающихся и учителя во время урока к рабочему месту.
2.10.4.9. Для обеспечения безопасности труда учащихся и учителя, электробезопасности и создания постоянных уровней в освещенности при работе рекомендуется периметральная расстановка рабочих столов с ПЭВМ (рядная расстановка ученических столов с ПЭВМ или ВДТ не рекомендуется.
2.10.4.10. При периметральной расстановке рабочих мест необходимо соблюдать следующие расстояния:
а) по ширине кабинета:
- расстояние между стенкой с оконными проемами и столами должно быть не менее 0,8 м;
- расстояние между стенкой, противоположной оконным проемам, и столами с ПЭВМ должно быть порядка 0,1 м, а в ряде случаев, в зависимости от используемых видеомониторов, столы могут быть установлены непосредственно у стены;
б) по длине КИВТ столы с ПЭВМ могут быть расставлены без разрыва и с расстоянием между ними.
2.10.4.11. При расположении столов с ПЭВМ рядами каждый стол должен иметь защитный экран со стороны тыльной части видеомонитора. Экран крепится к столу на расстоянии 3-5 см, площадь его должна быть достаточна для защиты проводов электропитания.
2.10.4.12. Число рабочих мест для обучающихся может быть 9, 12, 15 в зависимости от наполняемости классов.

2.10.5. Требования к оснащению кабинета аппаратурой и
приспособлениями.

2.10.5.1. Количество ученических ПЭВМ, необходимых для оснащения кабинета ИВТ должно быть из расчета одной машины на одного обучающегося с учетом деления класса на две группы.
2.10.5.2. В состав кабинета ИВТ должна быть включена одна машина для учителя с соответствующим периферийным оборудованием.
2.10.5.3. Кабинет ИВТ должен быть оснащен графопроектором, видеомагнитофоном, телевизором (диагональ не менее 61 см), диапроектором и экраном.
2.10.5.4. Демонстрационный телевизор устанавливается на высоту 1,5 м от пола на кронштейне слева от классной доски.
2.10.5.5. Графопроектор должен располагаться на тумбе рядом со столом учителя.
2.10.5.6. При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м)расстояние от экрана до первых столов обучающихся (для теоретических занятий) должно быть не менее 2,7 м, а до последних столов не более 8,6 м.
Высота нижнего края экрана над подиумом не менее 0,8 м.
Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора до первых двухместных столов обучающихся (при теоретических занятиях).

2.10.6. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием и необходимой документацией.

2.10.6.1. Состав учебного оборудования в кабинете МВТ определяется "Перечнями средств вычислительной техники, учебного оборудования, базового и прикладного программного обеспечения кабинетов информатики, классов с ВДТ и ПЭВМ в учебных заведениях системы общего среднего образования".
2.10.6.2. Кабинет ИВТ должен быть оснащен:
- программными средствами учебного назначения по курсу "Основы информатики и вычислительной техники" как базового, так и профильных;
- заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений обучающихся на компьютерах;
- комплектом научно-популярной, справочной и методической литературы;
- журналом вводного и периодического инструктажей обучающихся по технике безопасности (рекомендуется);
- журналом использования комплекта учебной вычислительной техники на каждом рабочем месте;
- журналом отказа машин и их ремонта;
- держателями для демонстрации таблиц и стендами для экспонирования работ учащихся;
- инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, годовыми планами дооборудования КИВТ, утвержденными директором школы;
- аптечной первой помощи;
- средствами пожаротушения.
2.10.6.3. В кабинете ИВТ должна быть картотека учебного оборудования с указанием мест хранения. 

2.10.7. Требования к размещению и хранению оборудования

2.10.7.1. Учебное оборудование и пособия должны размещаться и храниться в секционном шкафу, размещаемому в лаборантской и имеющем переставные полки и полуполки, по разделам программы.
2.10.7.2. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ должны храниться раздельно.
2.10.7.3. Диски с программными средствами должны храниться в специальных небольших ящиках, защищенных от пыли и света, по классам и разделам программы; ящички размещаются в шкафу, а места для хранения в нем дисков отмечаются надписями.
2.10.7.4. Таблицы должны храниться в ящиках под доской или в специальных отделениях по разделам программы и классам с учетом габаритов.
2.10.7.5. Аудиовизуальные пособия должны храниться на полках шкафа, диафильмы и диапозитивы - в укладках с выемками для коробок. Ячейки и коробки должны быть промаркированы.
2.10.7.6. Справочная, учебно-методическая и научно-популярная литература должна храниться на полках шкафа.

2.10.8. Требования к оформлению интерьера кабинета информатики и вычислительной техники

2.10.8.1. Пособия необходимые для изучения отдельных тем, разделов курса, должны быть экспонированы на стене кабинета, противоположной классной доске.
2.10.8.2. Для экспозиции книг и материалов кабинет должен оснащаться съемными стендами.
2.10.8.3. На стене, противоположной окнам, размещаются щиты с постоянно находящимися в кабинете справочными таблицами, знакомящими обучающихся с правилами техники безопасности, основными узлами ЭВМ и их функциями.
2.10.8.4. На одной из стен наряду со стендами должна быть размещена таблица "Правила работы учащихся на ПЭВМ и ВДТ".
2.10.8.5. В оформлении стендов могут использоваться разные шрифты: печатный и рукописный, арабский и готический. Заголовки и подзаголовки должны быть выполнены в одном стиле.

 

Правила

техники безопасности и поведения
в кабинете информатики и вычислительной техники

 

Строго запрещается:

 

·            находиться в кабинете без разрешения преподавателя

·            включать или выключать аппаратуру без указания преподавателя

·            работать с клавиатурой без указания преподавателя

·            находиться в кабинете в верхней или во влажной одежде

·            прикасаться к аппаратуре влажными или грязными руками

·            вставать без разрешения преподавателя со своих мест, когда входят посетители

·            прикасаться к защитному экрану или к экрану монитора

·            прикасаться к разъёмам системного блока и устройствам заземления

·            класть книги и тетради на монитор или клавиатуру

·            самостоятельно устранять неисправность в работе компьютера

·            бегать по кабинету

·            работать при плохом самочувствии

·            мешать работе других учащихся

·            мешать работе преподавателя

 

Во время работы соблюдайте дистанцию между глазами и экраном монитора не менее 50 см.

Начинайте работу только по команде преподавателя.

Во время работы строго выполняйте все указания преподавателя.

Учащиеся с ослабленным зрением обязаны работать в очках.

 

Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:

- для учащихся 16 лет и старше  на первом часу учебных  занятий
25-30 минут, на  втором - 20 минут;

- для учащихся 14-15 лет  - 20-25 минут;

- для учащихся 11-13 лет - 15-20 минут;

- для учащихся 7-10 лет  - 15 минут;

- для учащихся 6 лет - 10 минут.

 

Занятия  в  кружках с использованием ПЭВМ или ВДТ для каждого кружковца должны проводиться не чаще одного раза в неделю общей продолжительностью:

     - для учащихся 7-10 лет не более 45 минут;

     - для учащихся 11-13 лет не более 60 минут;

     - для  учащихся  14-15 лет не более 75 минут;

     - для учащихся 16 лет и старше  до 90 минут.

 

Как не погибнуть за компьютером?

Сказания об эргономике

Компьютер уже давно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Неотъемлемой настолько, что многие из нас теперь просто не представляют себе, как можно общаться, искать нужную информацию, отдыхать и, конечно, работать без клавиатуры с мышкой под руками и дисплея перед глазами. Восемь рабочих часов мы проводим, напряженно вглядываясь в монитор, а затем отправляемся домой, чтобы в охотку погулять по просторам Интернета, поубивать монстров в онлайновой игре или посмотреть свежеприобретенный фильм. По данным статистики, среднее время, которое работник интеллектуального труда проводит за компьютером, в развитых странах достигает 12 часов в день. Много ли это?

«Опасно, недопустимо много!» - отвечают исследователи. Несмотря на кажущееся отсутствие физического напряжения, организм подвергается колоссальным нагрузкам, последствия от которых, вдобавок, имеют свойство накапливаться. Страдает буквально всё – зрение, опорно-двигательный аппарат, нервная система, психика.

Кто-то из вас возможно, скажет: «Ну что вы пугаете? Я вот уже сколько лет так живу, и ничего, здоров!»

Не спешите радоваться. Патологические процессы, происходящие в организме, на начальных стадиях могут быть не слишком заметны, но однажды обязательно наступит момент, когда они заявят о себе. А ведь со времен Гиппократа известно, что болезнь проще предупредить, чем лечить.

Так на что же обратить внимание? Как уменьшить риск заболевания, если профессиональная деятельность неизбежно приковывает вас к дисплею ПК? Попробуем разобраться. Для этого нам понадобится рассмотреть воздействие длительной работы за компьютером на различные системы организма.

Зрение

С помощью глаз мы считываем информацию с дисплея компьютера; этот процесс происходит практически непрерывно в течение всего времени общения с машиной. Постоянная и длительная нагрузка на зрение вызывает к жизни синдром, ставший известным в медицине как CVS или «Синдром Компьютерного Зрения». Какие же патологические процессы являются его причиной?

Процесс первый – обезвоживание. Концентрируясь на информации, отображаемой на мониторе, мы попросту забываем моргать! Моргание – важный физиологический процесс; в момент, когда веко скользит по глазному яблоку, происходит его увлажнение и смывание с его поверхности пылевых микрочастиц.

Когда мы перестаем моргать, поверхность роговицы начинает подсыхать, а пылевые частицы усугубляют раздражение. Кроме того, при такой концентрации внимания, мы непроизвольно раскрываем глаза шире, чем обычно, тем самым увеличивая площадь испарения влаги. Результат – рези в глазах, светобоязнь, ослабление защитных функций глаза, повышение риска возникновения конъюнктивита.

Процесс второй – нарушение аккомодации.

Аккомодация – это способность хрусталика изменять свою форму, что обеспечивает фокусировку на предметах, находящихся на разном расстоянии от человека.

В процессе работы расстояние от глаз до дисплея почти не изменяется, и зрачок долгое время находится в одном и том же положении; мышцы работают лишь на «мелкую подстройку» резкости. Длительное вынужденное однообразие в работе аккомодационных мышц приводит к их дисфункции; их способность менять форму зрачка ослабевает, приводя к близорукости или дальнозоркости (в зависимости от расстояния между глазами и монитором). Если у вас уже есть проблемы с аккомодацией, долгое общение с дисплеем легко может привести к их усугублению.

Стоит также заметить, что концентрация внимания на отображаемой информации заставляет мышцы хрусталика непрерывно выполнять упомянутую выше «подстроечную» работу, что ведет к их утомлению и последующей патологии.

Процесс третий – «выгорание» сетчатки. Наиболее ярко выражен этот процесс у тех, кто постоянно много работает с текстом. Изображение на мониторе в таком режиме работы изменяется очень мало, и часть светочувствительных клеток сетчатки – палочек (rods) и колбочек (cones) постоянно получает неизменный характер засветки. Эти клетки, получающие однородную и интенсивную засветку в течение долгого времени, утомляются, и эффективность восстановления пигментов -фотопсинов (которые разлагаются под действием света, формируя нейрохимический ответ сетчатки на освещение) падает.

*Rod – палочка, светочувствительная клетка, отвечающая за черно-белое зрение;

*Cone – колбочка, светочувствительная клетка, отвечающая за цветовое зрение;

*To Brain (англ.) – к мозгу.

Результат – снижение силы зрения, ослабление способности видеть в темное время суток.

Что делать?

Первый и самый главный метод борьбы с CVS – отдых! Исследования показали, что каждые 30-40 работы желательно делать короткие паузы, во время которых выполнять простейшие упражнения.

http://www.150gimnasium.ru/site/list1/teacher/serjozno/informatic/img/227236.gifУпражнение 1 - «Ближе-дальше»: Это упражнение лучше производить около окна. Поочередно фокусируйте взгляд на близком предмете (например, собственном пальце) и удаленном (окно дома вдалеке). Постарайтесь расположить палец так, чтобы он находился почти на одной линии с удаленным предметом, так, чтобы практически не приходилось переводить взгляд.

 

 

 

 

 

Упражнение 2 – «Вращаем глазами»: Смотрим прямо перед собой. Затем совершаем несколько движений глазными яблоками «налево – вниз – направо – вниз – направо». Затем – серия аналогичных движений туда-сюда по верхней дуге.

 

 

 

Упражнение 3 – «Зажмуривание»: Несколько раз подряд крепко зажмуриваем глаза.

http://www.150gimnasium.ru/site/list1/teacher/serjozno/informatic/img/227239.gifВо время упражнений мы, по сути, разминаем аккомодационные и глазодвигательные мышцы, а также стимулируем кровоснабжение глаз, способствуем нормализации внутриглазного давления. Попробуйте, и вы почувствуете, как утомленные глаза почувствуют себя лучше.

Не забываем также и про моргание. Неплохим напоминанием может стать налепленная на монитор бумажка с призывом: «Моргай!»

Важными моментами также являются правильное расположение монитора по отношению к глазам: расстояние не менее 50 см, угол между линией взгляда, направленного в его центр и нормалью (перпендикуляром) в той же точке должен составлять около 35°.

Стоит помнить и про правильное освещение. Оно не должно быть слишком ярким – но и в темноте работать не стоит. При планировании расположения рабочего места стоит иметь в виду расположение источников света, включая окна: на мониторе не должно быть бликов и сторонней засветки. Обратите особенное внимание на этот аспект, если ваш монитор обладает «глянцевой» матрицей.

Если целиком избавиться от бликов и засветки не получается, можно попробовать изготовить бленду из обыкновенного чертежного ватмана и закрепить ее на мониторе с помощью скотча. Красота рабочего места, возможно, и пострадает, но собственное здоровье обычно заметно дороже эстетики. (Источник: http://www.technocity.ru)

Опорно-двигательный аппарат

Рабочий день еще не кончился – а уже болит шея, плечи, ломят запястья, невыносимо стреляет в своде кисти, лежащей на спине пластмассового грызуна. Немудрено; тело героя клавиатурно-дисплейного фронта требует к себе ничуть не меньшего внимания, чем его глаза.

Какие же основные проблемы возникают в этой области?

Позвоночник и мышцы спины

Слишком высокий или слишком низкий стол, равно как и неудобное кресло, грозят вашей спине и шее серьезной бедой. При неправильном расположении монитора относительно глаз, работающий за ним вынужден наклонять шею, изгибая позвоночник, что ведет к повышению нагрузки на мышцы и межпозвоночные диски. Утомление мышц приводит к возникновению болей в них; неправильное же положение позвоночника ведет, в конечном итоге, к искривлениям позвоночного столба, остеохондрозу, грыжам межпозвоночных дисков. (Источник: A.D.A.M. Inc.)

Другая причина развития болей в мышцах и остеохондроза – неэргономичная конструкция рабочего кресла; очень часто у массово закупаемых в офисы дешевых кресел слишком короткие или хлипкие спинки и сиденья, отсутствует поясничная поддержка, а возможности для регулировки оставляют желать лучшего.

Плечи, руки, кисти.

У вашего кресла нет подлокотников, а стол недостаточно глубок, чтобы заменить их возможностью положить на него предплечья? Значит, через некоторое время вы наверняка заметите неприятные ощущения в плечах и предплечьях. Запястья и кисти также не заставят себя долго ждать.

Необходимость поддерживать руки на весу быстро утомит ваши мышцы, превращая ваш труд из интеллектуального в физический. Если же у вас уже есть проблемы с позвоночником, и вы постоянно вынуждены сознательно контролировать положение собственной спины и шеи, утомление мышц рук неизбежно сделает вашу задачу более сложной.

Что делать?

Первое и самое главное - постарайтесь сделать так, чтобы работать за компьютером было УДОБНО. Если стол слишком низок, а кресло плохо регулируется по высоте – подложите что-нибудь под монитор; под клавиатуру и мышь также придется изобрести подставку. Если стол слишком высок, поднимите сиденье повыше и не забудьте подставку под ступни; ноги не должны болтаться в воздухе. Впрочем, гораздо лучше потребовать у начальства нормальный стол.

То, на чем вы сидите, ничуть не менее важно. Кресло, используемое при длительной работе за компьютером обязательно должно иметь подлокотники и широкую спинку высотой не менее чем от таза до плечевого пояса; рельеф спинки должен предусматривать наличие поясничной поддержки (в отсутствие спинки работать дольше нескольких минут вообще не стоит!). Если конструкция кресла предусматривает регулировку наклона сиденья и спинки, а также высоту подлокотников – это очень хорошо; возможность изменять рабочее положение поможет вам меньше утомляться. (Источник: http://divansaray.com)

Однако, сколь бы удобно ни было организовано рабочее место, забывать об отдыхе ни в коем случае нельзя. Рекомендация о пятиминутном отдыхе каждые полчаса столь же справедлива для опорно-двигательной системы, сколь и для глаз*.

*или 10 минут каждый час, или 15 минут каждый час – вариантов много, каждый подбирает себе сам оптимальный ритм работы и отдыха.

Встаньте с кресла, пройдитесь по офису. Потянитесь. Встряхните руками так, чтобы они расслабились. Если есть возможность, проделайте несколько несложных упражнений.

Упражнение 1: «птица расправляет крылья»: Встаньте, ноги – вместе, руки свободно висят вдоль корпуса. Приподнимитесь на цыпочки, одновременно прогибая спину вперед в грудном отделе и отводя руки чуть назад, одновременно стараясь повернуть кисти ладонями наружу. Повторите несколько раз. Данное упражнение предназначено прежде всего для тех, кто имеет склонность сутулиться; оно разминает мышцы спины и заставляет позвоночник выпрямляться.

Упражнение 2: «маятник наоборот»: Данное упражнение можно выполнять как стоя во время перерыва, так и сидя в кресле, на минутку оторвавшись от работы с клавиатурой.

Сцепите пальцы рук перед собой так, чтобы ладони смотрели наружу. Поднимите сцепленные руки над головой, потянитесь. Совершайте наклоны в стороны так, чтобы торс отклонялся от вертикали, но тазовый пояс оставался неподвижен.

Это упражнение борется со сколиозом, но не только; часть разминаемых мышц также работает на поддержание спины в выпрямленном положении.

Упражнение 3: «игра плечами»: Это упражнение также можно выполнять как стоя, так и «без отрыва от производства».

Подвигайте плечами. Несколько раз поднимайте каждое плечо отдельно, затем – оба вместе; движение похоже на обычное пожимание плечами.

Подвигайте сначала одним, потом другим плечом вперед назад. Попробуйте подвигать обоими плечами одновременно (одно вперед, другое назад).

Теперь, для желающих – самое сложное: вращение плечами. Попробуйте повращать взад-вперед каждым плечом так, чтобы локоть оставался более-менее неподвижным. Получилось? Если да, то попробуйте повращать плечами в противоположных направлениях: правое – вперед, левое – назад, и наоборот.

Уверен, что после нескольких попыток заставить свои плечи правильно работать, вы почувствуете небывалое облегчение после того, как вернетесь к работе. Если же у вас получится контролировать ваши плечи, в вашем распоряжении окажется отличный маленький комплекс упражнений, помогающий вашему телу противостоять тяготам напряженного умственного труда.

Легко понять, что эта серия упражнений разминает затекающие мышцы плечевого пояса. Кстати, неплохо в конце этой серии глубоко, но осторожно покачать головой – влево-вправо и вперед-назад. Это поможет расслабить мышцы шеи.

Если же вы спохватились слишком поздно, и искривление позвоночника стало для вас печальным настоящим – ни в коем случае не запускайте процесс. Позвоночник является вместилищем главной проводящей системы организма – спинного мозга, корешки которого обеспечивают иннервацию большинства систем организма. При возникновении остеохондроза или, тем более, грыже диска, возможны повреждения этих корешков, что может привести к необратимым проблемам со здоровьем. Обратитесь ко врачу; он назначит вам корректирующие осанку мероприятия, включающие в себя лечебную физкультуру, лечение положением и мануальную терапию (массаж), и, возможно, ношение специального корректора осанки. (Источник: http://eyecenter.com.ua)

Нервная система

Самая сложная и загадочная из всех систем организма; от бесконтрольного времяпрепровождения за компьютером, она страдает не столь явно, как глаза и опорно-двигательная система – но последствия могут оказаться гораздо более длительными и далеко идущими, чем кажется на первый взгляд. К тому же, ее работа тесно связана с работой ВСЕХ остальных систем организма, поэтому ни в коем случае нельзя оставлять без внимания даже малейшие признаки расстройства ее функционирования.

Какие же, спросите вы, с ней возможны проблемы?

Карпальный (туннельный, лучезапястный) синдром.

Краем уха о нем слышал, наверно, каждый – но мало кто представляет себе, что это такое. А зря. После долгой работы у вас начинает ломить запястье и свод кисти? Со временем симптомы появляются все быстрее? Кисть начинает просто «стрелять»? Поздравляю, это он. Причина его лежит в небольшой щели в запястье, именуемой карпальным туннелем. Через эту щель проходят кровеносные сосуды, девять сухожилий мышц кисти и стволик срединного нерва, который и является источником наших неприятностей. (Источник: http://eyecenter.com.ua)

При длительной монотонной работе с клавиатурой и, особенно, мышью, мышцы постоянно и единообразно нагружены. Это не может не сказаться на их состоянии, равно как и на состоянии их сухожилий. Последние вследствие этой нагрузки могут распухать, что приводит к передавливанию срединного нерва в узком пространстве карпального туннеля. Пережимание нерва также может возникать вследствие неудобного положения кисти, когда она постоянно находится под значительным углом по отношению к предплечью. (Источник: http://eyecenter.com.ua)

Возникающий в результате реактивный отек нерва усугубляет и без того отчаянное положение всего, что находится в тесном лучезапястном туннеле, включая сам нерв, который передавливается еще сильнее.

Если этот процесс запустить, последствия могут быть плачевными. Возникает нарушение как чувствительных, так и двигательных функций, которые обеспечивает срединный нерв. Кисть теряет чувствительность, мускульную силу, точность движений, а сильные боли заставляют целиком отказаться от работы с компьютером иногда на срок вплоть до нескольких месяцев. Хуже того, со временем нарушения в карпальном туннеле могут вызвать прорастание в нем соединительной ткани, что приводит к перманентному сдавливанию нерва; такое состояние возможно вылечить только хирургическим путем.

Что делать?

Первое и главное – озаботиться правильным положением кистей при работе с клавиатурой и мышью: кисть и предплечье должны по возможности располагаться на одной прямой. (Источник: http://eyecenter.com.ua)

Лучший способ для этого – специальный коврик для мыши, который комплектуется отдельной подушечкой под запястья, перемещающейся на роликах.

Отдых также чрезвычайно важен. Специалисты рекомендуют каждые 10 минут разминать руки, снимая их с мыши и клавиатуры. Очень хорошо давать кисти альтернативную физическую нагрузку, например, с помощью кистевого эспандера или нескольких полезных упражнений:

http://www.150gimnasium.ru/site/list1/teacher/serjozno/informatic/img/227254.gifУпражнение 1: «встряхивание»: Протяните руки прямо перед собой, расслабьте кисти. Осторожно помашите расслабленными кистями вверх-вниз.

 

 

 

http://www.150gimnasium.ru/site/list1/teacher/serjozno/informatic/img/227256.gifУпражнение 2: «сгибание кисти»:

http://www.150gimnasium.ru/site/list1/teacher/serjozno/informatic/img/227255.gifПоместите руки перед собой. Поднимайте и опускайте кисти вверх-вниз плавно, стараясь размять, потянуть кистевые мышцы. Затем совершите такие же плавные, тянущие движения кистями влево-вправо.

 

 

 

Упражнение 3: «вращение»:

http://www.150gimnasium.ru/site/list1/teacher/serjozno/informatic/img/227257.jpgПоместите руки перед собой ладонями вверх. Вращайте кистями прямо перед собой сначала вовнутрь, затем наружу, стараясь помогать вращению пальцами.

Если же боли уже появились, а работать все равно нужно, постарайтесь, помимо отдыха и упражнений изменить схему, по которой работают ваши руки. Самый простой способ – с помощью настроек операционной системы поменять местами кнопки мыши; удивительно, но кисти становится легче почти сразу. В более запущенной стадии, чтобы поберечь поврежденную конечность, можно перекинуть мышь под левую руку; скоро у вас получится привыкнуть к новому расположению «грызуна». И обязательно проконсультируйтесь у врача.

 

 

 

 

 

Синдром хронической усталости

Этот синдром называют бичом современной цивилизации. Его суть в том, что со временем человек, работа которого связана со значительными нейропсихологическими и эмоциональными нагрузками, начинает испытывать быстро возникающую усталость, против которой даже полноценный отдых становится недостаточно эффективен. Чрезвычайно интенсивная концентрация внимания, возникающая при длительной работе с компьютером, является активной предпосылкой для возникновения Синдрома Хронической Усталости (далее СХУ). Механизм его до конца не изучен, одной из рабочих гипотез является нарушение обмена магния в организме вследствие расстройства регуляции со стороны нервной системы.

Частым спутником СХУ является снижение общего иммунного статуса и активизация вирусных инфекций (чаще всего, это герпесообразные вирусы, например вирус Эпштейна-Барра). Симптомы, сопутствующие СХУ – боли в мышцах, горле, суставах, увеличение лимфоузлов – часто на начальных стадиях определяются как признаки другого заболевания, и лишь отсутствие заметного эффекта от терапии и вдумчивый подход к анамнезу* позволяют сделать правильный диагностический вывод.

Анамнез (от греч. anamnesis — воспоминание): совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц. Изучение анамнеза, как и расспрос в целом, не просто перечень вопросов и ответов на них. От стиля беседы врача и больного зависит та психологическая совместимость, которая во многом определяет конечную цель-облегчение состояния пациента. © Wikipedia

На самом деле, явно относить СХУ к патологиям нервной системы не совсем верно. Это заболевание – мультисистемное; от него страдают в той или иной мере практически все системы организма. Однако, несомненная вовлеченность в его патогенез нервной системы, подверженной действию стресса, заставляет нас упомянуть о нем именно в этом разделе.

Что делать?

Без вдумчивой консультации с докторами – прежде всего, невропатологом, эндокринологом и психологом – здесь не обойтись. Необходимо тщательно проанализировать множество факторов, в числе которых собственный образ жизни, нагрузки, которым подвергается организм, даже такие моменты, как качество пищи и режим ее употребления. Специалисты посоветуют, как правильно скорректировать вашу жизненную активность, возможно, назначат различные типы укрепляющей терапии (лечебная гимнастика, физиотерапия), предложат курс витаминов. И, конечно, обратят ваше внимание на абсолютную необходимость в своевременном и правильном отдыхе. Увы, про то, что отдыхать тоже нужно уметь, мы, живущие в XXI столетии, все чаще напрочь забываем, увлекаемые его все ускоряющимся ритмом.

Центральная Нервная Система и Психика

Переутомление и компьютерный трудоголизм.

Все мы слышали о грозном словосочетании «компьютерная наркомания». Люди, проводящие многие часы за онлайн-играми, общением в чатах, форумах и текстовых пейджерах, со временем начинают испытывать симптомы привыкания, сходные с теми, что наблюдаются у классических наркоманов. Но, прежде чем мы перейдем к рассмотрению этого весьма прискорбного явления, стоит упомянуть и о тех, для которых компьютер остается рабочим инструментом – но типовые задачи заставляют просиживать перед ним многие и многие часы. Постоянная усиленная концентрация внимания во время этих часов является для нервной системы серьезным стрессом; психическое же состояние напрямую связано с ее статусом.

У людей, чрезмерно долго работающих за компьютером, может наблюдаться целый ряд изменений психоневрологического статуса, среди которых – повышенная раздражительность, замкнутость, заторможенность реакций. Часты расстройства сна, которые также способствуют возникновению психопатологических состояний.

Компьютерные трудоголики, как и их обычные собратья, со временем становятся все менее контактными, работа заслоняет для них все прочие ценности, включая семью, друзей, необходимость отдыха. Последнее особенно неприятно, потому что постоянные мысли о работе не дают трудоголику полноценно отдыхать. Это значит, что его нервная система будет накапливать стресс, что рано или поздно вызовет гораздо более серьезные нарушения психики и физического здоровья.

Особенность компьютерного трудоголизма в том, что интенсивность концентрации при работе с ЭВМ, в целом, выше, чем при бумажной работе; следовательно, стресс, испытываемый нервной системой, также имеет более высокую интенсивность.

Что делать?

С одной стороны, понятны и желание карьерного роста, и желание честных работников успеть сделать побольше, чтобы освободиться к моменту планируемого отпуска. Но будьте осторожны! Ваше здоровье – суть синоним нормальной жизни, то есть, того, что вы пытаетесь улучшить, преследуя карьерные цели. Если об этом забыть, той денежной прибавки, которую вы заработали тяжким трудом, может и не хватить на компенсацию того ущерба, что вы успели нанести своему здоровью, не говоря уже о проблемах в личной жизни. Кстати, стоит обратить внимание на то, что трудоголизм часто зарождается в качестве компенсации психологических травм в этой области. Увы, обычно такой метод лишь приводит трудоголика на новый виток все тех же проблем.

Именно поэтому настоятельно рекомендую обратить внимание на повторные замечания коллег и членов семьи; трудоголизм трудно заметить лишь самому трудоголику. Обратитесь к психологу; он поможет вам не только решить возникшие проблемы с семьей и сослуживцами, но и научиться правильно отдыхать, подобрать тот способ, который наилучшим способом подойдет именно вам.

И еще об отдыхе. Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов был прав, утверждая, что «смена рода деятельности есть отдых» - но прав лишь отчасти. Многие из популярных в наши дни способов рекреации, такие, как занятия экстремальными видами спорта не дают достаточного отдыха организму просто потому, что продолжают его утомлять, хотя и принципиально другим способом. Часто, они требуют не менее напряженной концентрации, чем при работе за компьютером – в то время как истощенная нервная система требует совсем другого подхода. Поэтому крайне желательно, наряду с физической разрядкой, не забывать и про расслабляющие, релаксирующие виды отдыха. Многие восточные техники, такие как ци гун, йога, тай цзи и различные медитативные методики, помогают в этом. Если же по какой-то причине вам сложно приобщиться к одной из них – обратитесь к искусству.

Спокойная, красивая музыка, созерцание произведений изобразительного искусства – самый простой и доступный способ расслабиться. А если у вас есть кот – не стесняйтесь просто посидеть с ним в кресле, тихонько поглаживая за ухом. Действенность этого метода была известна еще древним египтянам.

Компьютерная наркомания

Вот мы и добрались до одной из самых обсуждаемых проблем, связанных с использованием компьютера во всех сферах жизни. Столь значительное к ней внимание произросло не на пустом месте; при отсутствии явных патологических процессов, зависимость от компьютера и интернета то и дело становится камнем преткновения для отношений дома, на работе или в любых других сложившихся социумах.

Наибольшую опасность компьютерная зависимость представляет для детей и подростков. Их еще не успевшая сформироваться психика формируется под действуем всех факторов окружающего мира. Если же его в некий момент подменяет мир виртуальный, психика начинает получать для своего развития ложные посылки. Общение в интернете обещает заманчивую легкость, свободу от барьеров. Психологически общаться с удаленными, незримыми, виртуальными собеседниками гораздо легче – только вот когда дело доходит до реального общения, дремавшие до того барьеры внезапно создают непреодолимую преграду между людьми. Человек, заменивший навык живого общения виртуальным, вряд ли сможет быть успешным и в работе, и в личной жизни. Хуже того, количество времени, которое подростки проводят за компьютером без контроля со стороны родителей и педагогов, идет в прямой ущерб обучению многим необходимым в жизни вещам.

Однако, не стоит заблуждаться; компьютерная наркомания свойственна не только детям и подросткам. Многие уже взрослые люди, поздно открывшие для себя притягательность виртуального мира, уходят туда с головой, предпочитая решению насущных проблем цифровые приключения и победы. А дальше, если увлечение вовремя не берется под контроль, компьютерная зависимость проходит поэтапное развитие.

Этап первый, увлечение – легко обратим. Человек серьезно увлечен игрой или интернет ресурсом, до такой степени, что это начинает сказываться на работе или учебе. Одна промашка, другая, третья. Падение общей успеваемости, откладывание рабочих задач на потом.

Что делать:

Пара болезненных уроков и внимание окружающих могут эффективно прекратить нездоровую тенденцию. Если же этого не произошло, может наступить

Этап второй, привыкание, уже явно носит в себе признаки патологии. При отлучении от сети или игры, начинает проявляться абстинентный синдром, очень похожий на «ломку» обыкновенных наркоманов. Появляются первые признаки депрессии, снижение работоспособности, нарушения сна – вплоть до инсомнии*.

Для поднятия «психологического тонуса» часто начинают использоваться различные пищевые и медикаментозные средства – от неумеренно потребляемого кофе, напитков-«энергетиков», алкоголя и сигарет до самых настоящих наркотиков. Постепенно может подключиться психосоматика – головные боли, ломота в конечностях, расстройства пищеварения.

Заметно снижается интерес к окружающему миру, даже к тем аспектам, которые раньше были небезразличны – искусству, спорту, общению с противоположным полом. Становятся существенными денежные траты на компьютер и/или сетевые сервисы.

*Инсомния – синдром, связанный с невозможностью заснуть.

Что делать:

На данном этапе уже необходимая серьезная воспитательная и психологическая работа. Окружающим – будь то родители, друзья или сослуживцы, стоит обратить внимание на явный уход человека от реальности, напоминая ему о ценностях мира настоящего. Работа с психологом во многих случаях становится на этом этапе насущной необходимостью. Заинтересованным людям из окружения субъекта внимания, стоит помочь ему с организацией альтернативных способов отдыха; культурная программа, выезды на природу и туристические поездки очень хороши в этом отношении.

Этап третий, социальная дезадаптация. Внимание человека практически полностью захвачено компьютером и сетью; при этом он, как правило, уже не получает заметного удовольствия от процесса игры и общения – но при этом уже настолько привязан к этому процессу, что не может его прервать. Депрессии становятся постоянными и длительными, рабочая производительность падает до нуля, в семейной и личной жизни наступает непоправимый разлад. Абстинентный синдром усиливается, в то время как контакты с миром сокращаются до минимума. Начинаются значительные психические нарушения, вспышки немотивированной агрессии. Возможно развитие суицидальных наклонностей. Психосоматические нарушения приобретают органический характер; возможна активация бактериальных и вирусных инфекций.

Что делать:

Данный этап характеризуется необходимостью серьезной психологической и даже врачебной помощи; собственными силами выбраться из этого состояния способны единицы, и то, как правило, это происходит в результате воздействия событий, включающих стресс. Совершенно ясно, что до этого этапа доводить не стоит.

Заключение

Кое-кто из читателей постарше, ознакомившись с этой статьей, возможно, воскликнет: «Компьютер – зло! Я всегда это знал!». Другие же, помоложе, вероятно, поморщатся и проворчат: «Ну вот, опять пугают да воспитывают!».

Отнюдь. Я ни разу не считаю компьютер вселенским злом – равно как и далек от мысли навязывать кому-то свою точку зрение. Однако, в этом мире – живом, настоящем – есть одна хорошая истина, которая очень похожа на аксиому. Она звучит примерно так:

Все самое лучшее, будучи употреблено без меры и разумения, становится вредно и телу, и разуму, и душе.

Компьютер – рабочий инструмент, помощник, учитель, друг, товарищ по развлечениям. Он способен принести много пользы в любой из этих ипостасей; стоит лишь помнить о том, что самая лучшая машина не способна заменить всего мира, и, как любой инструмент, имеет способ правильной с работы.

Не забывайте об этом, пожалуйста – и будьте здоровы.

Фото кабинета

 

 

 

©С.И. Матвеев  2009
Московская обл., г. Щёлково, ул.Парковая, д. 3-б, тел.: 8 (496) 566-62-09, 8 (496) 566-62-03

 

 

Hosted by uCoz